КАРО.Арт: Москва0+

Документальный

Продолжительность: 58 мин.

Режиссёр: Михаил Кауфман, Илья Копалин

Производство: СССР

Год выпуска: 1927

Купить билет

Проект КАРО.Арт представляет серию кинопоказов - футуроспектива «Киноглаз. Киноки. Вертов», которая имеет беспрецедентный характер – крупнейшее собрание кинолент великого советского авангардиста Дзиги Вертова и мастеров его документальной школы будет впервые показано в России и мире. Манифесты «киноков» навсегда перевернули принципы построения документальных картин и установили правила фиксации «правды жизни» – чистого кино без примеси других искусств. Показы фильмов пройдут в московском киноцентре «Октябрь» и кинотеатре «Иллюзион» с 20 по 30 мая, а зрители Петербурга смогут увидеть шедевры советской документалистики со 3 по 13 июня в «КАРО 9 Варшавский экспресс».

Показы цикла состоятся при поддержке Музея кино, Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов.

 

28 мая в Москве, киноцентр "Октябрь" / 11 июня Петербург, КАРО 9 Варшавский экспресс

Фильм представит и обсудит со зрителями Николай Изволов - киновед, историк кино, исследователь творчества Дзиги Вертова.

 

О фильме:

Первая самостоятельная работа Кауфмана и Копалина, учеников Дзиги Вертова. В то время они себя ещё называли «Киноками». Казалось бы, они должны были идти за своим учителем (отсюда подзаголовок: «Пробег киноглаза»), и преобразовать конкретный город в монтажную кинопоэму. Но произошло нечто иное, и очень важное. Кауфман и Копалин, вдохновленные фактурой и натурой Москвы, буквально влюбились в город. И показать жизнь патриархальной Москвы, еще мало тронутой грандиозной реконструкцией, — строительство идет в основном на окраинах, хотя в центре привычные здания меняют старые вывески на советские.

Они не столько конструируют свой фильм, хотя и делают его внешним сюжетом движение от периферии, с вокзалов, к центру, куда съезжается чуть ли не весь мир, — ученые, крестьяне, рабочие, и где буквально на глазах у зрителей, как гласит титр, пишутся «законы страны», сколько наблюдают за внутренним движением будущего мегаполиса, пытаются уловить его атмосферу, уже догадываясь, что Москвы, которую они снимают, больше не будет. Например, они снимают храм Христа Спасителя, не предполагая, что через 5 лет этот храм взорвут. Это равновесие между неизбежным в те годы идеологическим сюжетом, и пленительным вглядыванием в обычную жизнь людей, каждый из которых занят своим делом, составляет тайну этого фильма.

Уникальность этой ленты, однако, заключается ещё и в том, что здесь мы можем видеть хроникальные кадры старой доброй Москвы, сегодня уже почти не существующей: Сухареву башню, Красные ворота, Обелиск Свободы. Что-то только строится, но ломают ещё мало. Самое интересное, что эта внутренняя сбалансированность картины, её естественный повествовательный ритм, позволит авторам соединять то, что партийным курсом разъединялось. Они скорее сопоставляют, чем противопоставляют.